Хакеры из Anonymous рассказали, кто хотел заминировать Севастополь
Россия и Запад не смогли согласовать формат встречи СБ ООН по Косову
Ответ Варфоломею: украинский архиепископ отказался идти на "собор нечестивых"
Судья в Запорожье показала адвокату "фигу"
Саммит ЕС: "Северный поток - 2", Украина против России и странный поступок Юнкера
Контрабандисты переправляли из Сирии в Ливию партию "наркотика джихадистов"
Трамп рассказал, кто возглавит аппарат Белого дома после ухода Джона Келли
Минюст США потратил на "российское расследование" порядка $25 млн с мая 2017 года
В Сочи дети отравились купленными в аптеке психоактивными препаратами
На Украине спасатели достали два тела из-под завалов рухнувшего дома в Фастове
Нефтегазовые соглашения, бизнес и новые перспективы: делегация РФ посетила Сирию
Цвет один, требования разные: "желтые жилеты" захватывают мир
"Спартак" подаст иск на 20 тысяч евро к прорвавшемуся к Глушакову болельщику
Новая волна манифестаций: полиция Франции готовится к худшему
Некоторые клиенты "Жемчужной реки" отказались от последнего эвакуационного рейса
Конспирология закончилась: найдены доказательства существования Пелевина
В Волгограде из-за метели закрыт аэропорт
Сергея Мохнаткина освободили из-под стражи
Глава Еврокомиссии бросил бумаги на пол, не пояснив, зачем
Российские гандболистки вышли в финал чемпионата Европы
Под Красноярском произошло смертельное ДТП с автобусом и фурой
Налоговый маневр: Москва не обещала Минску никаких компенсаций
Осипов прокомментировал слова Лукашенко о присоединении Белоруссии к России
Голикова уточнила, в каких регионах самые высокие показатели смертности
Назван самый чистый российский регион
Ради роли Баклажана в "Жмурках" Григорию Сиятвинде пришлось ходить в солярий
Рассекречена внешность серийной Toyota Supra
В Кремле отреагировали на заявления Кадырова и Леонтьева
Украинская провокация: Москва ответила на ультиматум Вашингтона
Баста и Пелагея записали саундтрек к фильму "Т-34"
Власти вернут штраф за превышение скорости на 10 км/ч
На месте переноса американской базы в Японии начались строительные работы
Нью-Джерси: инкассаторы рассыпали на хайвее сотни наличных долларов, вызвав массу ДТП
Определились все участники 1/16 финала Лиги Европы
Brexit: переговоры Евросоюза с Британией провалились
Еще 350 российских туристов вернулись с Хайнаня
» » Историки: все железные артефакты бронзового века имели космическое происхождение

1 684
Кинжал с железным лезвием из гробницы Тутанхамона. Фото Howard Carter/Meteoritics & Planetary Science.

Летом 2016 года археологи сообщили об удивительной находке: один из кинжалов, найденных на мумии Тутанхамона, оказался сделанным из железа. Само по себе присутствие железного оружия в бронзовом веке (который предшествовал железному) – уже сюрприз. Но самое интересное, что металл, из которого был изготовлен кинжал великого фараона, – это не обычное железо, а метеоритное.

Находка вызвала множество споров в научных кругах. Историкам известно, что, начиная с 3300 года до нашей эры, на Ближнем Востоке и в некоторых частях Южной Азии началось изготовление и распространение изделий из бронзы – сплава меди, олова, мышьяка и других металлов. Лишь через 2000 лет умельцы перешли на железо, но это не означает, что в бронзовом веке оно не использовалось вовсе.

Редчайшие артефакты, найденные в том же Египте, говорят о том, что люди бронзового века пытались работать с железом. Правда, до сих пор оставалось неясным, всегда ли оно имело "неземное" происхождение и насколько распространено было использование метеоритного железа.

Теперь же ответ найден: эксперт по минералогии и космологии Альбер Жамбон (Albert Jambon) из Национального центра научных исследований Франции вместе со своей командой выяснил, что железо, известное людям бронзового века, имело исключительно космическое происхождение. Специалист также установил, что с наступлением железного века применение метеоритного железа сошло на нет.

Исследователи провели химический анализ большинства железных артефактов бронзового века. Помимо кинжала Тутанхамона они изучили браслет и подголовник египетского фараона, датированные 1350 годом до нашей эры, а также артефакты из Сирии и Китая, датированные 1400 годом до н.э.. Также в их коллекцию вошли сирийский кулон (2300 год до н.э.), турецкий кинжал (2500 год до н.э.) и несколько бусин из захоронения герзейской культуры (около 3200 года до н.э.) на западном берегу Нила.

Жамбон использовал современные методы, не разрушающие артефакты, в том числе, химический анализ с использованием рентгенофлуоресцентного спектрометра.

Исследование показало, что каждый из артефактов был сделан исключительно из метеоритного железа.

Учёные поясняют: при образовании крупных небесных тел, подобных нашей планете, почти весь никель дрейфует к расплавленному железному ядру. Таким образом, на поверхности небесного тела никель обнаружить очень сложно. А вот когда это тело разрушается, его обломки содержат железо с относительно высоким содержанием никеля и кобальта. Эта характеристика и позволяет идентифицировать источник железа.

Особенность метеоритного железа состоит в том, что оно уже находится в "металлическом состоянии" (плавить его не нужно). Соответственно, артефакты бронзового века могли быть сделаны из "космического" железа, так как работать с "земным" в то время попросту не умели. Плавить руду в печи для удаления кислорода и получения чистого металла люди научились намного позже – собственно, этот прорыв и обозначил начало железного века.

Кстати, вероятно, именно из-за редкости материалов и сложности в изготовлении предметы, сделанные из метеоритного железа, ценились столь высоко. Все артефакты, известные археологам, принадлежат представителям правящей элиты или знатнейшим воинам, добавляют авторы.

Они также отмечают, что с открытием нового способа изготовления металла от использования метеоритного железа отказались, ведь отыскать его было нелегко, а наземная железная руда хранила гигантские запасы.

В своей работе, опубликованной в издании Journal of Archaeological Science, специалисты подчёркивают, что ранее при изучении железных археологических находок оценивалось только содержание никеля. Однако куда проще и надёжнее изучать элементы триады железа (соотношение "железо-кобальт-никель"). Этот метод даёт представление о характере металла, а также не требует "инвазивных" действий: артефакты можно исследовать прямо в музеях.

Кстати, железное лезвие кинжала Тутанхамона содержит 0,6% кобальта и почти 11% никеля (а в артефактах из железной руды земного происхождения содержание никеля обычно не превышает 4%).

Правда, до сих пор не до конца понятно, знали ли древние мастера о "неземном" происхождении материала, с которым работали. С одной стороны, люди могли находить упавшие обломки метеоритов и даже не догадываться об их происхождении.

Но, с другой стороны, сам термин "железо" в древних месопотамских, хеттских и египетских текстах всегда упоминается в связи с небом. А один из древнеегипетских иероглифов, значение которого буквально переводится как "небесное железо", с XIII века до нашей эры начинает употребляться для обозначения всех видов обычного, земного железа.

Если древние люди видели обломки, падающие с неба, они не могли расценить их иначе, как послание богов. Это объясняет тот факт, что изделия из метеоритного железа принадлежали почти всегда правителям древних государств.