"Пора учреждать медаль "за взятие взаймы"" – журналисты о предоставления транша МВФ Украине
"Что-то страшное и непонятное": О каких "ядерных летательных аппаратах" для Донбасса говорится в резолюции ГА ООН
“Волга” не вернётся: ГАЗ заявил о выпуске новых моделей легких коммерческих автомобилей
В России скончался актер Олег Мартьянов
"Для себя они уже все решили": В МИД сообщили о выходе США из ДРСМД
“Мир начинает признавать Крым как часть России”: Американский дипломат не может смириться с успехами внешней политики Путина
"За нарушение прав человека и коррупцию": Трамп продлил санкции в отношении сына прокурора Чайки
Король Бельгии отложил решение об отставке правительства
Третья мировая и всполохи терроризма: В пророчестве Нострадамуса на 2019 год увидели реальную "картину будущего"
На Украине депутаты дерутся газетами
"Хайнаньские заложники" возвращаются домой
В Белом доме подтвердили планы Трампа приехать в Давос
“Намерен немедленно отправиться к королю”: Премьер Бельгии объявил об отставке
Власти Парижа компенсируют магазинам убытки, причинённые "жёлтыми жилетами"
"Нежелательный прецедент": В МИД объяснили, почему США не покажут ракету 9М729
В Литве задержали российского историка Валерия Иванова
Горбачёв после слов Путина попытался оправдаться за разоружение СССР
Забили до смерти: В украинской тюрьме убили русского добровольца Валерия Иванова
Скорость реакции: Баранец назвал оружие, которое для армий становится важнее мощности ядерного боезаряда
Даниил Безсонов: Киев гонять танки зря не будет, но Донбасс готов к наступлению ВСУ
GM-АвтоВАЗ готовит рестайлинг Chevrolet Niva
За наследством Осина выстроилась очередь
Усиление присутствия в Арктике, новые подлодки и модернизация армии: Шойгу перечислил грандиозные планы на 2019 год
Не хочешь учиться - не порть других: Евкуров потребовал следить за успеваемостью студентов-ингушей после инцидента в МГРИ-РГГРУ
Ватикан не признает новую украинскую церковь
Путин: Россия легко возродит наземные ракеты, если Штаты выйдут из ДРСМД
СВР подтверждает информацию Лаврова о подготовке украинской провокации на границе с Крымом
YouTube зачистил подписчиков на популярных каналах
Китайский кроссовер оказался лучше Audi и Mercedes-Benz
Верховный суд: опьянение не является отягчающим обстоятельством
Найден самый далёкий объект в Солнечной системе
Минобороны: смерть главы ГРУ в Ливане - конспирологический бред
Гражданство России по упрощенной схеме получат соотечественники из стран "со сложной обстановкой"
В Черное море вошел британский корабль-разведчик Echo
Акция конкурентов? Гуцериев пожалуется на Запашного в суд, прокуратуру и СК
» » Первые четвероногие выползли на сушу через устья рек

Первые четвероногие выползли на сушу через устья рек

Ихтиостеги были предками линии амфибий и одними из первых колонизаторов пресноводных водоёмов. Фото Wikimedia Commons.

Палеонтологи определили солёность воды, в которой жили одни из первых известных четвероногих, и пришли к выводу, что те населяли дельты рек. Достижение описано в научной статье, опубликованной в журнале Nature группой во главе с Минь Чжу (Min Zhu) из Института палеонтологии позвоночных и палеоантропологии Китайской академии наук.

Ихтиостеги – это род вымерших животных, происходящий от кистепёрых рыб. Они представляют собой одно из древнейших промежуточных звеньев между рыбами и амфибиями. Эти животные населяли Землю 365 миллионов лет назад, в конце девонского периода. От них произошла линия земноводных, ныне полностью вымершая.

Как уточняет ресурс phys, первые останки этих примечательных существ были найдены ещё в 1929 году. Вскоре палеонтологи определили, что ихтиостеги проводили в воде всю свою жизнь или, по крайней мере, большую её часть. Дышали они при помощи жабер и имели приспособленный для плавания хвост. Где обитали эти животные, в прибрежной полосе морей или же в пресноводных водоёмах? Другими словами, были ли они колонизаторами суши (ведь река или озеро всё-таки располагаются на материке)? Спор по этому поводу растянулся на десятилетия.

Первые известные останки были найдены в песчаниках, сформировавшихся,научной статье скорее всего, в пресной воде. Однако позже кости ихтиостегов были обнаружены в отложениях, характерных для иных вод: менее солёных, чем обычная морская, но всё же не пресных.

Группа Чжу подошла к вопросу с другой стороны. Палеонтологи исследовали 51 экземпляр останков, найденных вместе с плакодермами (более известными как панцирные рыбы) и лопастепёрыми рыбами. Находки были сделаны в Западном Китае и Восточной Гренландии. Используя новый метод, учёные определяли содержание различных изотопов серы, кислорода и углерода в древних костях. Дело в том, что этот показатель зависит от солёности воды. Например, в морской влаге отношение концентраций изотопов сера-34/сера-32 чуть-чуть выше, чем в пресной.

На первый взгляд, результаты оказались противоречивыми. Судя по изотопам серы, ихтиостеги жили в солёной воде, а по изотопам кислорода – часть времени они проводили в пресной. Исследователи предположили, что такая картина соответствует обитанию в дельтах рек.

Чтобы проверить эту гипотезу, они измерили содержание тех же изотопов в костях современных животных, живущих в таких пограничных местах обитания. В частности, исследованию подверглись останки крокодилов, красноухих флоридских черепах и различных рыб. Выявленная картина оказалась очень похожей на ту, что демонстрировали ископаемые.

Как полагают авторы, ихтиостеги могли переносить различную солёность, в случае надобности обретаясь и в море, и в пресноводном водоёме. Не исключено, что именно такая неприхотливость помогла им пережить позднедевонское вымирание и внести свою лепту в заселение суши.