Найдено тело пятой жертвы взрыва в Шахтах
Над правительством Терезы Мэй нависла угроза вотума недоверия
Мария Бутина лишена возможности общения с отцом
Экипаж Сотникова победил на восьмом этапе ралли "Дакар", возглавив зачет грузовиков
Джеффу Монсону на Урале заменили бедро
Число жертв ДТП под Воронежем выросло до восьми
Шахты: остается неизвестной судьба одного жильца взорванного дома
Россия готова обсуждать со Штатами ДРСМД, но только на равных
Пытавший током до смерти 96-летнюю бабушку ради 3 тысяч изувер сядет на 16 лет
"Спартак" впервые за 10 лет победил "Барыс" в Астане, отыгравшись со счета 0:3
Исследование: треть россиян пользуется исключительно мобильным интернетом
Найдена двойная звёздная система с планетообразующим диском, вставшим на дыбы
Шахты: спасатели обнаружили тела еще двух погибших
Глава Huawei нарушил трёхлетнее молчание, чтобы опровергнуть обвинения в шпионаже
"Все боятся говорить": загадочный Оумуамуа может оказаться инопланетным зондом
В Москве на 2 тысячи увеличилось число врачей
На Луне вырастили первое растение
Рыбка и Лесли получили в Таиланде условные сроки
У экс-главы Серпуховского района нашли 565 земельных участков
Способ кормления младенца влияет на то, станет ли он правшой или левшой
Учёные рассказали, как сохранить себя в тонусе, несмотря на возраст
За десятилетие россиян стали домогаться на работе в два раза меньше
Хирург пришивал руку пациенту и уснул
Нижний Новгород оказался комфортнее Лос-Анджелеса и Брюсселя
Роскачество выявило лучшие беспроводные наушники
Большая часть опасных конструкций многоэтажки в Шахтах демонтирована
В Европе отметили открытый подход России к конвенции о нацменьшинствах
Дональд Трамп: я никогда не работал на Россию
Непомнящий стал лидером супертурнира в Вейк-ан-Зее, обыграв Крамника
Глава НАСА согласился посетить Россию по приглашению Рогозина
Николаев финишировал третьим на седьмом этапе "Дакара"-2019
Связь с телескопом "Спектр-Р" до сих пор установить не удается
Китайские аппетиты "Нефритового зайца": Луна, Марс и Юпитер
СМИ: Китай не спешит предоставлять Mastercard и Visa доступ к процессингу платежей в юанях
Рябков: Россия не приемлет американских ультиматумов по ДРСМД
В Саранске две девушки сожгли флаг
» » Новое "умное" покрытие поможет отыскать трещины в металлических структурах

Новое "умное" покрытие поможет отыскать трещины в металлических структурах

Фото: Global Look Press.
Исследователи из Университета Райса в США представили новое "умное" покрытие, которое поможет спасти множество жизней и сэкономить немало средств на ремонте различных конструкций.

По словам инженеров, одна из характерных особенностей углеродных нанотрубок позволит измерять напряжение, скажем, в крыле самолёта, трубопроводе, на мосту или любой другой металлической конструкции. В результате специалисты смогут заметить появление трещин даже на микроскопическом уровне и предпринять меры, пока разрушение не стало катастрофически опасным.

Ещё в 2002 году команда химиков под руководством Брюса Вейсмана (Bruce Weisman) установила, что одностенные (или однослойные, то есть состоящие из одного слоя атомов углерода) углеродные нанотрубки способны флуоресцировать под воздействием лазера.

Несколько лет спустя учёные выяснили, что при растяжении нанотрубки изменяют цвет флуоресценции (меняется длина волны генерируемого ближнего инфракрасного излучения).

Затем к научной группе присоединился инженер Сатиш Нагараджайа (Satish Nagarajaiah), который изучал свойства углеродных нанотрубок при помощи рамановской спектрометрии.

Вместе исследователи решили разработать новую технологию, чтобы благодаря открытым свойствам можно было измерить степень деформации материала.

В результате они создали покрытие, напоминающее "умную кожу". Оно представляет собой двухслойную плёнку толщиной всего несколько микрометров (тоньше человеческого волоса). Её нижний слой состоит из полимера, "начинённого" углеродными нанотрубками. Верхний слой является защитным и состоит из полимера другого типа.

При этом, как уже упоминалось, углеродные нанотрубки флуоресцируют под воздействием лазерного излучения. Если нанести "умное" покрытие на материал, оно будет излучать волны света различной длины, в зависимости от показателя механического напряжения.

Исследователи провели множество испытаний, чтобы усовершенствовать состав плёнки и возможности её практического применения. Как отметил Вейсман, изначально этот проект был "чисто научным". Когда его команда поняла, что "умное" покрытие позволяет измерить деформацию на конкретном участке той или иной поверхности, специалисты продолжили эксперименты, и теперь их технология позволяет измерять напряжение на поверхности с большей площадью.

"Когда мы разделили чувствительный и защитный слои, излучение нанотрубок стало более чётким. Мы можем проводить сканирование с гораздо более высоким разрешением, что позволяет нам довольно быстро записывать значительные объёмы данных", — отметил Нагараджайа.

Для этого был также разработан специальный сканер. Он автоматически фиксирует данные сразу из нескольких заранее заданных точек, анализируя длину волны ближнего инфракрасного излучения. На основе полученных данных затем составляются так называемые деформационные карты.

В ходе испытаний исследователи наносили новое покрытие на алюминиевые стержни с отверстиями или трещинами. Повреждения были минимальными, на первый взгляд незаметными. В ходе тестов специалисты сперва сканировали стержни в "состоянии покоя", а затем – под нагрузкой. Приборы зафиксировали резкие изменения свойств в местах деформаций.

"Мы знаем, где (располагаются) области с высоким напряжением, потенциальные "точки отказа". Мы можем покрыть эти места плёнкой и просканировать их в "здоровом" состоянии, а затем, после события, подобного землетрясению, вернуться и перепроверить, чтобы увидеть, изменилось ли распределение деформации и подвержена ли структура риску", — поясняет Нагараджайа.

Его коллеги также отмечают, что стандартные датчики предоставляют усреднённые показатели для нескольких миллиметров поверхности. Тем временем благодаря "умному" покрытию можно получить данные о повреждениях на расстоянии в один миллиметр и – при необходимости – до 20 раз меньше.

Авторы разработки уверены, что она найдёт массу практических приложений. Причём различные конструкции и их части (от турбин реактивных двигателей до инфраструктурных построек вроде мостов) можно будет тестировать ещё на этапах сборки.

"Плёнка не заменит все существующие технологии для измерения деформации. Но у неё есть преимущества, которые окажутся полезными, когда другие методы не смогут выполнить эту работу", — заключает Вейсман.

Теперь его команда работает над созданием нового поколения сканеров, которые смогут фиксировать деформации на ещё больших поверхностях.

Более подробно о создании "умного" покрытия и его характеристиках исследователи рассказали в статье, опубликованной в журнале Structural Control and Health Monitoring. В другой научной работе, представленной в издании Journal of Structural Engineering, отдельно описываются испытания разработки.