Трамп потребовал от нобелевского лауреата Кругмана извинений "на коленях"
Сгорела могила Осина: следствие изучает - вандализм это или случайность
Окончательный приговор: в Латвии школьникам запретили учиться по-русски
Во Франции полыхнула еще одна достопримечательность
Мужчины чаще женщин изображают недотрог, чтобы добиться секса
Семья из Техаса 16 лет удерживала в рабстве ребенка из Гвинеи
На Украине начался передел собственности
Нотр-Дам накрывают брезентом
Пойманные в Махачкале игиловцы собирались сбросить бомбу с квадрокоптера
В Германии пациентка очнулась после 27 лет комы
Деление водителей на профи и любителей: в ГИБДД – против!
Дело Арашуковых: имущество арестовано, СК работает в 19 городах
МИД рекомендует не ездить на Шри-Ланку. Как вернуть деньги за путевку?
Гитлер бежал в Аргентину без челюсти? Российский историк ответил ФБР
Певица МакSим пострадала в ДТП по дороге в аэропорт
Токаев согласился баллотироваться на пост президента Казахстана
В Китае запретили маджонг, покер, изображение трупов и крови
В Москве поймали мошенников, воровавших деньги с карт
Названы продукты, которые нельзя употреблять при раке груди
Число жертв взрывов на Шри-Ланке достигло 262
Кто стоит за терактами на Шри-Ланке?
Экс-руководители банка "Югра" отправлены под домашний арест
Виктор Медведчук: полный провал Порошенко - это ответ граждан Украины на государственную русофобию
Захарова: Украина может осуществить перезагрузку
Около международного аэропорта в Шри-Ланке обезвредили самодельную бомбу
После победы Зеленского Саакашвили купил билет и попросился на Украину
Голы Рассказова и Гулиева принесли "Спартаку" победу над "Енисеем"
Обнаружен источник загрязнения российской нефти
В Коломбо нашли грузовик, на котором могли ездить бомбисты
Адвокат Трампа сообщил о связях Клинтон с Украиной
Тульский военный "отметил" день рождения самоподрывом
Камни, газ и пули: в Панкисском ущелье ранены 15 полицейских
Загитова и Трусова со своими собаками выступили на шоу Тутберидзе
Число задержанных в Лондоне "экологов" перевалило за восемь сотен
Патриарх Кирилл раскритиковал ученых за "странное слово"
» » Люди Икс существуют? Открыты мутации, блокирующие боль и стресс и быстро заживляющие раны

Фото: Global Look Press.
Международная команда учёных открыла генетические мутации, благодаря которым человек не чувствует боль. Неизвестно, насколько часто встречается такая "суперспособность", но один пример учёные описали очень подробно.

71-летняя Джо Кэмерон (Jo Cameron) из Шотландии всю свою жизнь была невосприимчива к боли. Ей никогда не требовалась анестезия при стоматологических операциях, она не чувствовала боли во время родов, а на ожоги обращала внимание лишь тогда, когда замечала запах палёной кожи. В детстве она сломала руку и поняла это лишь спустя несколько дней, когда запястье стало выгибаться под странным углом.

Кроме того, Кэмерон не знакомо чувство страха или паники. После автокатастрофы она спокойно выбралась из перевёрнутой машины и отправилась утешать водителя фургона, который в неё врезался.

В 65 лет она обратилась за помощью к врачам и сообщила о проблеме с бедром. Тогда медики обнаружили, что у женщины дегенерация суставов чуть ли не последней стадии, но пациентка уверяла их, что не чувствует боли (она заметила лишь внешние изменения).

Пока женщина находилась в больнице, ей диагностировали артрит, позже Кэмерон перенесла операции на руках – по словам хирургов, весьма болезненные. Однако после вмешательства она сообщила, что боли не чувствует.

Ошеломлённые шотландские анестезиологи поняли, что этот феномен следует изучить подробно, и направили женщину к генетикам из Университетского колледжа Лондона. Они изучили ДНК необычной пациентки и обнаружили две любопытных мутации.

Первая мутация подавляет активность гена, который контролирует производство фермента FAAH (гидролаза амидов жирных кислот). Этот фермент разрушает органическое вещество под названием анандамид. Это сигнальные молекулы-нейротрансмиттеры, которые связаны с формированием болевых ощущений и настроения, а также могут влиять на память. Чем меньше они разрушаются, тем сильнее ощущаются их обезболивающие и другие эффекты.

Учёным известно, что у мышей, не имеющих гена FAAH, снижается восприимчивость к боли, ускоряется заживление ран, стираются воспоминания о страхе и снижается беспокойство. Также предыдущие исследования показали, что люди с небольшими изменениями в гене FAAH (что встречается не так уж редко) менее восприимчивы к боли и к стрессовым состояниям.

Вторая мутация, выявленная у Джо Кэмерон, оказалась ещё более любопытной. Она представляет собой микроделецию (перестройку, при которой происходит потеря участка хромосомы) в псевдогене FAAH-OUT. Ранее он был очень кратко описан в научной литературе и считался "мусорным".

Исследователи считают, что этот ген у Кэмерон работает как регулятор гена FAAH. Одна мутация, по-видимому, опосредует экспрессию этого гена, а другая контролирует фермент FAAH.

Дополнительные анализы выявили в крови женщины повышенные уровни анандамида (вдвое выше, чем у обычных людей). Более того, она получила самые низкие баллы в тестах для оценки уровня тревожности.

Кроме того, у Кэмерон невероятно быстро заживают раны. Также она сообщает о проблемах с памятью.

"Я раздражала людей, будучи счастливой и забывчивой всю свою жизнь, и теперь у меня есть оправдание", – шутит Джо.

Примечательно, что её мать и дочь не имеют таких изменений и чувствительны к боли. А вот у её сына была обнаружена мутация FAAH-OUT. Он также не принимает обезболивающих и часто обваривает рот горячими напитками и едой. Отец Джо, по её словам, также никогда не нуждался в обезболивающих, поэтому учёные подозревают, что эта мутация досталась ей по наследству.
Джо Кэмерон (справа), её мама и муж. Фото Jo Cameron/UCL.

Сейчас исследователи продолжают работать с Джо Кэмерон и проводят дополнительные тесты с образцами её клеток. Они уверены, что новые данные о работе гена, который давно считался мишенью для лечения боли и тревоги, помогут добиться огромного прогресса в борьбе с болевыми ощущениями.

"Мы надеемся, что со временем наши результаты могут внести вклад в клинические исследования послеоперационной боли и тревоги, а также – потенциально – хронической боли, посттравматического стрессового расстройства и заживления ран, возможно, с использованием методов генной терапии", – сообщил один из ведущих авторов работы Джеймс Кокс (James Cox).

Специалисты напоминают, что один из препаратов, направленный на подавление гена FAAH, ранее провалил клинические испытания. Теперь они надеются, что изучение гена FAAH-OUT может изменить положение вещей.

"Я была бы рада, если бы любое исследование моей генетики помогло другим людям, которые страдают. Несколько лет назад я понятия не имела, что в том, что я почти не чувствую боль, есть что-то необычное. Я просто думала, что это нормально. Знание об этом теперь очаровывает меня так же, как и любого другого", – призналась Кэмерон.

Остаётся только гадать, сколько ещё людей в мире имеет такую же "суперспособность". Учитывая тот факт, что Кэмерон понятия не имела о ней долгие годы, не исключено, что есть и другие "Люди Икс", которые обладают уникальными мутациями, но не знают об этом.

"Люди с редкой способностью не чувствовать боль представляют большую ценность для медицинских исследований, поэтому мы призываем всех, кто не испытывает боли, заявить о себе", – заключает доктор Кокс.

О проделанной работе его научная группа подробно рассказывает в статье, опубликованной в журнале British Journal of Anaesthesia.

Ранее сообщали о том, что мыши могут передавать друг другу болевые ощущения, что младенцы чувствуют боль, как и взрослые, а ещё о том, как боль начали "чувствовать" электронные протезы и почему её не воспринимают удивительные во многих отношениях голые землекопы.

В то же время справиться с хронической болью помогает зелёный свет, чтение книг и чувство голода. А вот усилить болевые ощущения может недосып.

Также учёные выяснили, что хроническая боль возникает у женщин и мужчин по-разному, причём последние боятся её больше.