Российский дипломат: действия США ведут к неконтролируемой гонке вооружений
Россия нарушила ДРСМД ради самозащиты, считают в Госдепе
Госдума требует разобраться: во Внуково на рейс не пустили женщину, летевшую на похороны
Борису Джонсону дали понять: с выходом из ЕС лучше поторопиться
Дагестанский чиновник на 34 года завысил свой возраст, чтобы получать пенсию
Кремль: "двадцатка" выигрышнее, чем "восьмерка"
Полицейские изнасиловали иностранку в служебном автомобиле
Девочка погибла, спасая брата, схватившегося за провод
Южная Корея отказалась от соглашения с Японией по обмену разведданными
Создана первая карта ненависти в Интернете
Рекордсмен мира из США проигнорировал три допинг-теста
Техногиганты США подвергают человечество риску уничтожения роботами с ИИ
К акциям протеста в Гонконге присоединились школьники
1000 томов: братья Магомедовы начинают читать свое дело
Российским школам предложат обучать детей играм World of Tanks, FIFA и Dota 2
В России разрешено не тушить пожары в половине всего лесного фонда
Гаджеты - это часть учебы: в Москве отказались запрещать смартфоны в школах
Россия продолжает вымирать: рождаемость cокращается, естественная убыль населения растет
Антирекорд: уровень воды в реке Лена упал до критической отметки
Боксер Усик дебютирует в супертяжелом весе против россиянина Федосова
Пентагон: продленный СНВ-3 должен включать в себя оружие, "разрекламированное" Путиным
Минтруд обязали высказаться о 4-дневной рабочей неделе до 30 сентября
Захарова уличила Зеленского в дипломатическом невежестве
В школах Бурятии разработают рекомендации по ограничению использования смартфонов
Трамп упрекнул Данию в жадности при тратах для НАТО
Российский разработчик намерен производить 4D-авторадар в Южной Корее, Китае или Малайзии
Жители Дальнего Востока испуганы нашествием медведей на Камчатке
Подрядчики Microsoft слушали записи, сделанные через Xbox
Состояние девочки, которую затянуло в трубу бассейна, оценят медики Петербурга
Жива, но очень ослаблена! Под Нижним Новгородом нашли пропавшую 4 дня назад 5-летнюю девочку
Ксенофобский скандал в Польше: ресторатор назвал украинцев недолюдьми
МИД КНДР: действия Южной Кореи и США могут спровоцировать новую холодную войну
Виктор Бут назвал смерть Эпштейна "крайне подозрительной"
Минобороны США расторгает миллиардный контракт с "Боингом"
Президент Мозамбика надеется на российские инвестиции
12 мировых брендов с темным прошлым
» » Российские геохимики выяснили, откуда взялся океан внутри Земли

Российские геохимики выяснили, откуда взялся океан внутри Земли

Международная научная группа под руководством российских геохимиков установила, что огромные запасы воды, находящиеся в мантии Земли и превосходящие массу всего Мирового океана, образовывались более 3,3 миллиарда лет назад за счёт погружения в недра Земли океанической коры, обогащенной морской водой. Такие выводы опубликованы в журнале Nature.

"Механизм погружения изменённой морской водой коры в мантию функционировал более 3,3 миллиарда лет назад. Это означает, что уже в первый миллиард лет существования Земли происходил глобальный оборот вещества, составляющий основу современной тектоники плит, а источником избытка воды в переходной зоне мантии был древний океан на поверхности планеты", – рассказал один из авторов статьи Александр Соболев, руководитель проекта, академик РАН, доктор геолого-минералогических наук, профессор Института геохимии и аналитической химии имени В. И. Вернадского РАН.

Кора Земли состоит из больших блоков – тектонических плит, которые постоянно движутся. Когда они сталкиваются и уходят вверх, образуются горы, а от толчка происходят землетрясения. Очень активно движение этих плит под мировым океаном: старая океаническая кора вместе с минералами, вобравшими в себя морскую воду, уходит вглубь в мантию Земли. Часть этой воды поступает обратно под воздействием высоких температур, участвуя в извержениях вулканов. Оставшаяся вода продолжает путь в глубокую мантию и накапливается на глубине 410–660 километров в структуре минералов вадслеита и рингвудита. Это модификации, которые под воздействием высокого давления претерпевает главный минерал мантии – оливин (силикат магния–железа). По данным экспериментов эти минералы способны удерживать значительные количества воды и хлора. Таким способом за миллиарды лет жизни планеты в её недра могла перекачаться бóльшая часть Мирового океана.
Схема переноса воды и хлора океанической корой в переходную зону мантии и последующего захвата этого материала архейской мантийной струёй. Иллюстрация Евгения Асафова.

Чтобы исследовать мантию нашей планеты и её состав, геохимики используют образцы вулканических пород, которые состоят из затвердевшей мантийной магмы. Это силикатный расплав, обогащённый летучими компонентами, например, водой, углекислотой, хлором и серой. Эта магма бывает разной: обычно учёные используют базальтовую (температура около 1200 °С), но более горячей является коматиитовая (температура 1500–1600 °С), извержение которой происходило в древней истории Земли. Она более полно отражает состав мантии, поэтому именно с её помощью можно описать эволюцию внутренних слоев Земли.

Вулканические породы-коматииты образовались из коматиитовой магмы миллиарды лет назад и за это время претерпели значительные изменения состава. Они не сохранили информацию о содержании в древнейшей магме летучих компонентов, таких как вода. Но в этих породах всё ещё есть остатки магматического минерала – оливина, который в процессе кристаллизации захватил включения затвердевшей магмы и сберег их от последующих изменений. Подобные включения, размеры которых составляют всего лишь десятки микрометров, хранят в себе подробную информацию о составе коматиитовых расплавов, включая данные о содержании воды. Чтобы извлечь эту информацию, нужно нагреть включения затвердевшей магмы до естественной температуры плавления – более 1500°С, а сразу после закалить их, чтобы получить чистое закалочное стекло, которое уже можно использовать для химических анализов.
Экспериментальная установка для нагрева образцов до 1700 градусов Цельсия. Фото Александра Соболева.

В 2016 году международная группа во главе с учёными из Института геохимии и аналитической химии имени В. И. Вернадского РАН исследовала коматиитовую магму зеленокаменного пояса Абитиби в Канаде, возраст которого 2,7 миллиарда лет. Зеленокаменные пояса – это территории, которые состоят из магматических горных пород с минералами зеленоватого цвета. Тогда исследователи впервые получили данные о содержании в переходной зоне – между верхним и нижним слоями мантии на глубине 410–660 километров – воды и разных подвижных элементов: хлора, свинца, бария. Эксперты предположили существование древнего подземного резервуара воды, сравнимого по массе с современным Мировым океаном. Учёные считают, что накопление такого количества воды произошло на ранних этапах развития Земли.

"В новой статье мы представили геохимические данные, указывающие на то, что цикл глобального погружения океанической коры в мантию начался гораздо раньше, чем считает большинство специалистов, и мог функционировать уже в течение первого миллиарда лет истории Земли", – отметил Соболев.

В ходе этой работы авторы снова исследовали состав коматиитов из зеленокаменного пояса, на этот раз в ЮАР. Возраст образцов составлял 3,3 миллиарда лет. Геохимики выяснили, что найденный ранее глубинный водосодержащий резервуар находился в мантии Земли уже в палеоархее, на 600 миллионов лет раньше, чем они установили в предыдущем исследовании.

Работа была поддержана грантом Российского научного фонда.