Свежие новости

Вице-спикер сената Аньес приняла на себя полномочия президента Боливии
"Его ждет тяжелая жизнь": россиянину Буркову грозит 30 лет тюрьмы в США
"Вы спасли мне жизнь": Моралес получил политическое убежище в Мексике
Пропавшая в Ставрополе школьница найдена живой
"Спартак" вырвал победу у ЦСКА в столичном хоккейном дерби
Моралес уехал, а беспорядки остались
Глава Пентагона заговорил по-русски, отвечая на вопрос журналиста
Германия ставит вопрос о "цифровом суверенитете" ЕС и снижении зависимости от США
В Воронеже полицейский сбил пешехода и скрылся с места происшествия
Эквадор отказал в дозаправке: самолет Моралеса опоздает в Мехико
Сбербанк может получить новый штраф за проблемы с подключением к Системе быстрых платежей
Парламент Каталонии проголосовал за независимость от Испании
Панин привязал дочь к батарее за беспорядок в квартире
США готовятся увязать кредиты и санкции с "религиозной свободой"
Москва решит эту проблему: Лавров пошутил о грядущих выборах в США
Освобождена женщина, сбившая "пьяного" ребенка в Подмосковье
В Индии обезврежен слон бен Ладен, убивший пятерых человек
Facebook подсматривает за владельцами iPhone через камеру
"Победу" обязали изменить правила провоза ручной клади
"Русские витязи" пересели на истребители Су-35С
В американском приюте изолировали кота, который выпускал других животных на свободу
Лавров вновь посетовал на то, что США пытаются взять под контроль нефть Сирии
В России вводится система мониторинга за реализацией нацпроектов
В России появятся новые дорожные знаки
Российские военные получили "Торнадо-Г"
Штирлиц и др.: Госдума разрешила свастику в просветительских целях
Жесткое задержание вооруженных дагестанцев попало на видео
"Автодор" предложил сократить срок использования шипованных шин в центре России
Минкомсвязи обозначило масштабные проекты на 2020 год
Новейший российский эсминец защитят тканью и керамикой
Песков о деле Голунова: следствие имеет право засекречивать материалы
Разведение сил в Петровском полностью завершено
Конституционный суд разрешил изымать имущество у друзей взяточников
Китайский ИИ способен выявить генетические нарушения у новорожденных по скану лица
Ученые РАН нашли на Урале новый тектонический разлом
Спец Новости » Наука » Животные и растения восстали из пепла динозавров очень быстро

Животные и растения восстали из пепла динозавров очень быстро

Учёными довольно неплохо изучены детали "апокалипсиса", наступившего примерно 66 миллионов лет назад. Тогда падение астероида привело к уничтожению всего живого "на местном уровне", а глобальное изменение климата, которое вызвал катаклизм, стало причиной полного исчезновения динозавров и многих других древних существ.

После этого события на планете появилось множество новых видов животных и растений и начался расцвет млекопитающих.

Однако у специалистов было очень мало данных о жизни на Земле в первый миллион лет после падения астероида. Связано это, в первую очередь, с критической нехваткой окаменелостей.

"Я провёл 15 лет в поисках окаменелостей в этом [временном] интервале и нашёл лишь горстку ломаных челюстей млекопитающих", – сетует палеонтолог Тайлер Лайсон (Tyler Lyson) из Денверского музея природы и науки.

Но всё изменилось, когда Лайсон и его коллеги переключили внимание на конкреции – скопления пород, которые могут образовываться вокруг органических материалов, в том числе костей.

В американском штате Колорадо исследователи обнаружили настоящую сокровищницу конкреций общей площадью 17 квадратных километров.

"Мы находили целые черепа, а в некоторых случаях скелеты млекопитающих, крокодилов, черепах, а прямо рядом с ними – [окаменелые] растения", – рассказывает Лайсон.

В общей сложности его команда обнаружила около тысячи окаменелостей позвоночных и более шести тысяч окаменелостей растений.

Изучив эти находки, палеонтологи и палеобиологи восстановили подробную хронологию "воскрешения" жизни после удара астероида.
Более шести тысяч окаменелых листьев, а также пыльца и споры древних растений помогли отследить восстановление растительного покрова. Фото HHMI Tangled Bank Studios.

Как сообщают учёные, разнообразие растений и животных росло гораздо быстрее, чем предполагалось. При этом растения стимулировали расширение "ассортимента" млекопитающих.

Судя по найденным спорам и пыльцевым зёрнам (их было обнаружено 37 тысяч), сразу после падения астероида в центральной части Северной Америки произошёл мощный всплеск роста папоротников.

Что же касается млекопитающих, то до катастрофы в этом регионе процветали виды размером с современных енотов. В течение первой тысячи лет после "апокалипсиса" среди папоротников бродили особи весом 500-600 граммов. Среди них были, к примеру, представители рода Mesodma, похожие на крыс, а также ранние родственники копытных.

Но уже через 100 тысяч лет млекопитающие достигли того же среднего размера, какой имели до столкновения с астероидом, и весили до восьми килограммов. Изменился и облик лесов: теперь в них преобладали пальмы.

В течение следующих 200 тысяч лет "пальмовый период" сменился на другой – его учёные окрестили "ореховый пирог". Несложно догадаться, что в это время возникли и стали распространяться ореховые.

Животные эволюционировали, чтобы было проще добраться до питательных ядер. Разнообразие млекопитающих увеличилось в три раза, и представители самого крупного из новых видов по размерам походили на современных бобров, а весили уже около 25 килограммов.
Растительноядное млекопитающее вида Carsioptychus coarctatus в представлении художника. Эти животные бродили по лесам спустя 300 тысяч лет после вымирания динозавров. Фото HHMI Tangled Bank Studios.

Через 700 тысяч лет после катаклизма появились бобовые. Их окаменелые стручки стали самыми древними из обнаруженных на сегодняшний день в Северной Америке.

Это время группа Лайсона назвала "периодом протеиновых батончиков", поскольку гороховые и бобовые обеспечивали животных богатой белком пищей. Новая диета повлияла на размер и разнообразие млекопитающих. Они достигли веса 50 килограммов (то есть весили уже в сто раз больше, чем их предки, выжившие после удара астероида).

В восстановившихся лесах обитали растительноядные и похожие на грызунов представители рода Taeniolabis, а также родственники современных копытных, эоконодоны (Eoconodon).

Другая часть работы американских специалистов включала анализ тысяч окаменелых листьев растений. Палеобиологи подсчитали, сколько видов в каждом временном интервале имели гладкие или зубчатые края. Поясним, что растения, имеющие листья с гладкими краями, чаще встречаются в жарком климате.

В результате учёные пришли к выводу, что три описанных всплеска эволюции млекопитающих совпадали с повышениями температуры примерно на пять градусов по Цельсию. Каждое последующее потепление способствовало росту и расширению разнообразия растений, а этот фактор, в свою очередь, стал решающим для развития млекопитающих, которые получали всё больше пищи, поясняет Лайсон.

Находки его команды в настоящее время являются, несомненно, лучшим описанием того, что произошло после исчезновения динозавров, считает палеонтолог Пол Дэвид Полли (Paul David Polly) из Университета Индианы.

"Они показывают, что разнообразие млекопитающих и растений восстановилось в течение примерно ста тысяч лет, что в геологическом смысле является мгновением ока", – добавил Полли, не принимавший участия в этой работе.

Также специалисты отмечают, что столь подробная картина восстановления экосистем может помочь спрогнозировать, что произойдёт после эпохи шестого массового вымирания, которая, по мнению некоторых экспертов, уже наступила из-за быстрого изменения климата.

Авторы работы, опубликованной в журнале Science, продолжают изучать свои находки. На следующем этапе команда проведёт подробный анализ черепов, конечностей и каналов внутреннего уха млекопитающих. Палеонтологи надеются выяснить, чем конкретно питались животные, какова была сила их укуса, как они передвигались и как жили (рыли норы и так далее).

Что происходит в России и в мире? Объясняем на нашем YouTube-канале. Подпишись!

Отметьте флажок: