Потеря для российской культуры: ушел артист Алексей Баталов

0


Огромная потеря для нашей страны, для нашей культуры. На 89-м году жизни скончался великий русский актер Алексей Баталов. Соболезнования семье Народного артиста СССР выразили президент и премьер. Баталов подарил нашему кино благородных, сильных и мужественных героев. Немногословных и страстных, интеллигентных, красивых, преданных своему делу. Фильмы с его участием — это классика, золотой фонд отечественного кино. "Большая семья", "Летят журавли", "Дама с собачкой", "Девять дней одного года", "Звезда пленительного счастья". И, конечно, "Москва слезам не верит". Его не стало, а созданные им образы будут жить.

Такой искренней открытой улыбки, такого взгляда не было ни у одного актера советского кино. Красивый, прекрасно сложенный, яркий — всех этих эпитетов не хватит, чтобы описать внешность Алексея Баталова. Первые роли — и сразу невероятный успех. В ту эпоху он играл рабочих пареньков, выходцев из народа.Такой герой был востребован.

При этом, сам Баталов родился в артистической, богемной семье, несоветской в смысле отношения к вождю и строю. Мама — актриса Нина Ольшевская очень дружила с Ахматовой. Анна Андреевна, приезжая в Москву, всегда останавливалась на Ордынке у Нины и ее второго мужа сатирика Виктора Ардова. Анна Андреевна так благоволила Алеше, что подарила ему автомобиль.

Сила его дарования такова, что многие зрители не отделяют образ от актера. Художественный фильм воспринимался как рассказ из жизни. Одна из главных картин не только Советского, но мирового кинематографа, картина Михаила Калатозова "Летят журавли". Золотая пальмовая ветвь в Каннах. Символ оттепели, обновленной, открытой миру страны. У Баталова главная роль.

Все до единого фильмы, в которых он играл, стали культовыми. Как "Дорогой мой человек". Или, уже позже, умный и тонкий "Бег" Алова и Наумова. "Прирожденный артист, он прожил много жизней. Вынь его, сломается сюжет картины. Как будто вынули скелет. Хотя он как будто ничего не делает. А какие руки у него!" — говорит режиссер Владимир Наумов.

В нем великолепно было все — движения, яркие, светлые глаза, руки. Его голос звучит за кадром философского мультфильма "Ежик в тумане", признанного лучшей анимацией всех времен и народов.Все роли, даже второго плана, запоминались, как запомнился его Трубецкой в "Звезде пленительного счастья". Говорили, Баталов и внешне был очень похож на декабриста.

"Он никогда не демонстрировал себя, не выпячивал, никак не пытался. Он был такой, какой он есть, очень человек естественный. И при всем при том, человек огромной культуры, огромных знаний. И это чувствовалось в общении с ним. В нем было какое-то достоинство, и поэтому он вызывал у всех такое уважение, поэтому его любили. Его любила вся страна. Он, действительно, был таким героем и примером. Он был примером для очень многих поколений", — говорит актер Игорь Костолевский.

Еще одна картина-легенда, фильм Ромма "Девять дней одного года", где Баталов играет тонкого интеллигента. Невероятно отзывчивый, добрый, он был прекрасным партнером. Это он посоветовал Иосифу Хейфицу пригласить на главную роль в фильм "Дама с собачкой" непрофессиональную актрису Ию Саввину. Баталов продемонстрировал, что органичен не только в положительных ролях.

Он снимал и как режиссер. Все помнят "Трех толстяков". Снял "Игрока" по Достоевскому. Гениальный фильм получил отрицательную критику, разъярил чиновников от кино. После этого Баталов оставил профессию режиссера. Он не умел идти на компромиссы, хитрить, угождать. Новый триумф у Меньшова в картине "Москва слезам не верит". Оскароносный фильм разошелся на цитаты. Единственная претензия к герою — где же встретить такого интеллигентного слесаря? Ну разве только в подмосковной электричке.

"Он настоял на том, чтобы я перешел с ним на "ты" и называл его Лешей. Для меня всегда он был образцом. Это человек, это титан, и он вероятно, пожалуй, последний из этих титанов, которые сделали наше кино великим кинематографом", — отзывается об актере режиссер Владимир Меньшов.

С 1975 года он преподавал во ВГИКе. Все его ученики единодушны — было счастьем просто слушать профессора. Одну из пронзительных ролей он сыграл в картине Таланкина "Время отдыха от субботы до понедельника". По рассказу Нагибина. Его герой, тяжело изувеченный ветеран войны, вынужденный жить на острове Валаам. Картину буквально изрезали ножницы цензора.

Его принцип — ничего дурного о других, ничего о своих проблемах. В последний раз он появился на публике, когда представлял мемуары "Сундук артиста". "Мне довелось побыть артистом", — просто говорит Баталов. Любимый артист тяжело болел, а в январе этого года попал в клинику, из которой уже не вышел.


QR-код адреса страницы:


Похожие новости

Добавить комментарий

Лента новостей