Жители Курил выступили категорически против передачи островов Японии
Эксперты назвали лучшие в мире смартфоны
Россия направляет в Венесуэлу 300 тонн гуманитарной помощи
Во Владивостоке водитель сбил на тротуаре семью с ребенком и скрылся с места ДТП
Жертвами стрельбы на северо-востоке США стали четыре человека
ДТП под Тулой: два человека погибли
Английский "Лидс" оштрафован за "шпионаж"
На Гаити по ошибке задержали группу иностранцев
Что стоит за делом инвестиционного фонда Baring Vostok?
Смертник устроил теракт в центре Каира
Федору Емельяненко предложили провести прощальный бой
В Саудовской Аравии опять выпал снег
Юнкер: ЕС сократит импорт из США в случае применения импортных пошлин на автомобили
Эрдоган: НАТО поставляет оружие террористам
В Татарстане метель оставила без электричества 3,5 тысячи человек
Спать под "звездами": в России вводят обязательную классификацию отелей
Девальвация лиры спровоцировала в Турции дефицит лекарств
Младенца взяли в заложники из-за долгов матери
А виноват ты тем, что русский: Facebook по наводке CNN блокировал канал RT
Могут ли кошачьи паразиты действительно вызвать у людей шизофрению?
В России может не остаться автомобилей дешевле миллиона
Facebook заблокировал один из проектов RT
Запрета на покупку автомобиля без гаража не будет!
Афганистан помнит, что для него сделал СССР
Вбросы и вторжение: НАТО пользуется старой схемой
Посольство РФ в Лондоне: появление российского флага в Солсбери - это провокация
Захарова: новости о Скрипале - очередной пример "управляемой утечки"
США 17 лет "строят демократию" в Афганистане, но все никак
Онкологи уточнили, что помогает расти раковым опухолям
Не будет жить в плесени: пенсионерке, оставшейся без крыши над головой, помогут
Минибаев взял золото на этапе Гран-при по прыжкам в воду в Германии
Дании игиловцы не нужны
Отказ Науэрт от работы в ООН: няня ни при чем
"Сочи" нанес минскому "Динамо" пятое подряд поражение в КХЛ
Орешкин – о доходах населения и портрете Улюкаева
» » Чёрные дыры могут расти, многократно сливаясь друг с другом

Чёрные дыры могут расти, многократно сливаясь друг с другом

Фото: Northwestern Visualization/Carl Rodriguez.
Космос
В шаровых скоплениях звёзд чёрные дыры могут сталкиваться и сливаться многократно, увеличиваясь таким образом в размерах. Такой результат следует из расчётов, опубликованных командой во главе с Карлом Родригесом (Carl Rodriguez) из Массачусетского технологического института. Проверить новую модель помогут будущие наблюдения гравитационных волн.

Как известно, гравитационные волны, зафиксированные земными детекторами уже шесть раз, были порождены слиянием чёрных дыр (в одном случае – нейтронных звёзд). Два таких объекта обращаются вокруг общего центра масс, образуя двойную систему. Постепенно они приближаются друг к другу, и наконец сталкиваются и сливаются. Раньше астрономы полагали, что для возникающей в итоге новой чёрной дыры история столкновений на этом заканчивается. Теперь выясняется, что это не так.

Конечно, у отдельно взятой чёрной дыры, плывущей по просторам космоса, нет практически никаких шансов столкнуться с "соплеменницей". Однако существуют места, просто изобилующие этими в общем довольно редкими объектами. Это, в частности, шаровые скопления звёзд.

Об этих шарах, состоящих из сотен тысяч и даже миллионов звёзд. Они есть в большинстве галактик. В Млечном Пути их около двухсот (причём ближайшее находится в 7 тысячах световых лет от Земли), а в больших эллиптических галактиках шаровых скоплений могут быть и сотни тысяч.

Светила в этих шарах очень древние, и самые большие из них уже успели взорваться как сверхновые и превратиться в чёрные дыры.

"Мы считаем, что эти кластеры образовались с сотнями или тысячами чёрных дыр, которые быстро опустились в центр (скопления), – объясняет Родригес. – Эти скопления — это, по сути, заводы для (изготовления) чёрных дыр, где у вас так много чёрных дыр, которые сосредоточены в небольшой области пространства, что две чёрные дыры могут слиться и создать более массивную чёрную дыру. Тогда эта новая чёрная дыра может найти другого спутника и снова слиться".

К выводу о многократных слияниях авторов привело моделирование на суперкомпьютере. Исследователи варьировали радиус скопления, металличность звёзд и число светил (от 200 тысяч до двух миллионов). Также они учитывали эволюцию звёзд, в конечном счёте приводящую к образованию чёрных дыр.

Разумеется, это не первое моделирование процессов в шаровом скоплении. Однако предшественники Родригеса и его коллег использовали старую добрую ньютоновскую теорию гравитации и поэтому не учли несколько важных моментов.

Может показаться странным, что через сто лет после создания общей теории относительности кто-то ещё пользуется формулами Ньютона, да ещё и при моделировании поведения чёрных дыр. На самом деле ничего странного тут нет.

Физики почти не шутят, когда говорят, что физика – наука о том, чем можно пренебречь. Самые продвинутые теории наиболее точны, но и наиболее сложны. Расчёты по ним могут оказаться неподъёмными даже для суперкомпьютера. В случае, когда более простая модель заведомо даст такой же в пределах допустимой погрешности результат, нет никакого смысла пользоваться сложной. В конце концов, мы же не учитываем шарообразность Земли, планируя велосипедную прогулку.

В том, чтобы заранее определить самую простую модель, которой хватит для решения конкретной задачи, и состоит одна из многих профессиональных обязанностей физика. Как правило, учёные с ней прекрасно справляются. Но, как выяснилось, не в этот раз.

"Ньютоновское" моделирование показывало, что чёрная дыра, образовавшаяся в результате слияния двух своих "сородичей", движется очень быстро, со скоростью до 5 тысяч километров в секунду. Из-за этого она попросту вылетает из шарового скопления, не успев образовать двойную систему ни с каким другим телом.

Однако, когда группа Родригеса смоделировала ситуацию с использованием теории Эйнштейна, учёные обнаружили, что по меньшей мере у 20% образовавшихся двойных систем чёрных дыр один или оба компонента – плод предыдущего слияния.

Важно, что эта модель поддаётся проверке. Некоторые из чёрных дыр второго поколения должны иметь массу от 50 до 130 солнечных, а такие объекты не могут образоваться так же, как обычные чёрные дыры (в результате взрыва сверхновой). Поэтому, если детекторы гравитационных волн засекут подобные тела, выводы Родригеса и команды можно будет считать подтвердившимися.