Ватикан не признает новую украинскую церковь
Путин: Россия легко возродит наземные ракеты, если Штаты выйдут из ДРСМД
СВР подтверждает информацию Лаврова о подготовке украинской провокации на границе с Крымом
YouTube зачистил подписчиков на популярных каналах
Верховный суд: опьянение не является отягчающим обстоятельством
Минобороны: смерть главы ГРУ в Ливане - конспирологический бред
Гражданство России по упрощенной схеме получат соотечественники из стран "со сложной обстановкой"
В Черное море вошел британский корабль-разведчик Echo
Реформа техосмотра: замена двигателя обернется проблемами
Мэй избежала вотума недоверия
Новые военные технологии? Россия и Китай провели эксперименты по изменению атмосферы
Всех студентов-геологов, задержанных в общежитии МГРИ-РГГРУ, отпустили из полиции
Порошенко в ночи похвалился принятием Украинской резолюции по Крыму
И Трамп его благословил: Турция готова к военной операции в Сирии
“Это безответственная политика, которая перешла опасную черту” - Небензя о реакции ЕС на создание армии Косова
Украинская резолюция о "милитаризации Крыма" расколола ГА ООН: Единства мнений не получилось
Запашный дал совет подающему в суд олигарху: Нужен коллективный иск сразу на всех
Россия молниеносно нашла управу на украинские С-300, размещённые в Донецке - эксперты
Буксир или самоходка: В Сети обсуждают первые фотографии новейшей гаубицы Д-400
Эр-Рияд отверг мнение сената США о причастности наследного принца к убийству Хашогги
Только США и Украина против: ГА ООН приняла российскую резолюцию против нацизма
Урвать напоследок: Тимошенко вскрыла "эпохальные авантюры" Порошенко
Курильские острова и американские военные объекты: Эксперт выделил основные темы предстоящих переговоров Путина и Абэ
"Украину просто толкают в объятия фашизма": В Сети объяснили неоднозначную поддержку в ООН резолюции против героизации нацизма
Сенат США изучает "российское вмешательство" по интернет-мемам
Провокаторы сорвали заседание суда по делу о гибели людей в Доме профсоюзов в Одессе
"Постскриптум" от Пугачевой: Примадонна возвращается на сцену
Минздрав перечисляет: названы все бесплатные для россиян медуслуги
Киеву могут сломать хребет: Провокации Порошенко угрожают самой Украине
Эдуард Басурин назвал дату наступления Киева на ДНР
Фото Овечкина с Кубком Стэнли запрещено из-за пикантности
Порошенко - "агент Кремля": Эксперт о борьбе на Украине с "родственниками в России"
Звуки из гроба развернули похоронную процессию от кладбища в больницу
США не исключили новых санкций против России за инцидент в Керченском проливе
Песков: поддержка российского цирка продолжится, но тепличных условий не будет
В столичном Геологоразведочном университете прошли обыски
Предупреждены и вооружены: Россия подготовилась к борьбе с американскими системами ПРО в Европе
» » Источником загадочного космического излучения оказались наноалмазы

Источником загадочного космического излучения оказались наноалмазы

Космос
Алмазы в протопланетной пыли оказались источником особых электромагнитных волн, принятых земными телескопами. Иллюстрация S. Dagnello, NRAO/AUI/NSF.

Аномальное микроволновое излучение (AME) нашей галактики испускается наноалмазами. Такой вывод изложен в статье, опубликованной в журнале Nature Astronomy группой во главе с Джейн Грейвс (Jane Greaves) из Кардиффского университета в Британии.

Природа этого излучения давно волновала учёных.

"Хотя мы знаем, что за этот микроволновый "свет" отвечает какой-то тип частиц, его точный источник для нас загадка с тех пор, как он был впервые обнаружен почти 20 лет назад", – объясняет Грейвс в пресс-релизе исследования.

Астрономы за все эти годы подробно изучили характеристики принимаемых электромагнитных волн. В частности, было обнаружено несколько пиков яркости на частотах в десятки гигагерц. Исходя из этого, физики, так сказать, назначили несколько кандидатов на роль источника. До сих пор наиболее вероятной кандидатурой считались полициклические ароматические углеводороды (ПАУ). Спектральную "подпись" этих веществ недавно действительно удалось обнаружить в космосе. Однако причастность этих веществ к испусканию AME оставалась не более чем правдоподобной версией.

Дополнительная трудность состоит в том, чтобы установить астрономический объект, который "светится". Ведь телескоп принимает излучение с некоторой площадки на небе, в которую попадают тела, расположенные на самых разных расстояниях от Земли.

Команда Грейвс решила эту проблему, наблюдая хорошо известные объекты – протопланетные диски вокруг молодых звёзд. Всего авторы с помощью радиотелескопов GBT и ATCA исследовали 14 таких объектов. Три из них оказались источниками AME.

"Это первое чёткое обнаружение аномального микроволнового излучения, поступающего от протопланетных дисков", – поясняет Дэвид Фрэйер (David Frayer) из Обсерватории Грин-Бэнк, соавтор исследования.

Вся соль открытия в том, какие именно это диски. Человечеству известно ровно три подобных объекта (V892 Tau, HD 97048 и MWC 297), в которых независимые наблюдения обнаружили наноалмазы. Как обнаружила команда Грейвс, именно эта "троица" и испускает загадочное излучение.

Между тем протопланетные диски, где другим исследователям удавалось обнаружить линии ПАУ, не показали никаких признаков AME. Это и навело авторов на мысль, что источником "микроволнового света" являются алмазы, а не углеводороды.

Источником загадочного космического излучения оказались наноалмазы

Чтобы обосновать свои предположения, учёные провели статистический анализ. Исследователи рассчитали вероятность того, что результат является случайным (например, между телескопом и "алмазным" диском находится другой источник AME).

"Есть лишь один шанс на 10000 или ещё меньше, что эта связь является случайной", – говорит Фрэйер.

"Используя метод Шерлока Холмса, исключая все альтернативные объяснения, мы можем с уверенностью сказать, что лучшим кандидатом, способным продуцировать это микроволновое свечение, являются наноалмазы вокруг этих недавно образовавшихся звёзд", – вторит ему Грейвс.

При этом учёные полагают, что драгоценные камни размером 0,75–1,1 нанометра – отнюдь не редкость во Вселенной. Они должны составлять 1–2% общей массы углерода в любом протопланетном диске. Там они образуются в ходе затвердевания перегретого газообразного углерода. К слову, примерно так наноалмазы производят в некоторых земных лабораториях.

"Бриллианты" похожего размера находят и в метеоритах, реликтах ранней юности Солнечной системы. Вообще, различные доказательства существования наноалмазов в протопланетных дисках накапливаются уже несколько десятилетий.

Исследователи также объяснили, как наноалмазы порождают AME. Кристаллы наноалмазов обладают дипольным моментом. Благодаря этому, вращаясь вокруг своей оси, они могут порождать электромагнитные волны. Это особенно верно для гидратированных наноазмазов (в их составе можно найти атомы водорода).

Поскольку наноалмазы гораздо меньше обычных частиц космической пыли, они и вращаются куда быстрее. Это и позволяет им излучать на "удачной" микроволновой частоте: их сигнал не тонет в галактическом фоне. Эти электромагнитные волны, как полагают авторы, и известны нам как AME.

Почему же тогда каждый протопланетный диск, которых известно огромное количество, не является источником этих лучей? Дело в том, что драгоценные камешки весьма капризны. Чтобы "светиться" достаточно ярко для действующих телескопов, им нужна звезда необычно большой светимости. Как раз такие звёзды и находятся в центре трёх описанных выше дисков.

"Это замечательное и неожиданное решение головоломки аномального микроволнового излучения", – заключает Грейвс.

Полученный результат важен не только как объяснение природы загадочного явления. Это новый "канал связи" для исследования протопланетных облаков, из которых прямо у нас на глазах возникают новые миры. В таком процессе когда-то образовалась и Земля, так что наблюдения далёких звёзд могут пролить свет на историю нашей собственной планеты.

Если AME действительно являются продуктом вращения наноалмазов, то поляризацию этих волн легко рассчитать, и она должна быть очень малой. Поэтому можно учесть вклад этого излучения в общий сигнал и точнее выделить характеристики реликтового фона.

Авторы надеются собрать ещё больше информации об AME и окончательно подтвердить своё открытие, когда в строй вступит новый приёмник для радиотелескопа ALMA и следующее поколение массива радиотелескопов VLA.