Президенты России, Турции и Ирана обсудят совместные действия в Сирии
Каски раскололись: в британии признали вину за химические постановки
Росавтодор покроет российские дороги "суперасфальтом"
Китай и США приступили к очередному раунду консультаций по торговле
Ярошенко планирует обратиться с ходатайством о переводе в другую тюрьму
Мадуро: встреча Трампа с президентом Колумбии стала пиршеством ненависти
НАСА: марсоход Opportunity утерян
МИД Молдавии хочет отозвать своего посла из России
Рапоза: Россию не удалось сбросить в экономическую пропасть
Американские сенаторы предложили наказать Россию еще одним пакетом санкций
IBU заблокировал спонсорский контракт СБР на 100 млн рублей
Встреча на высоте: что обсудили в горах Путин и Лукашенко
Популярный препарат от кашля оказался опасен для сердца
ГАЗ готовится к выпуску сверхдлинной "ГАЗели NEXT"
Новый проект "Правительство онлайн" расскажет о нацпроектах
Шорт-трекист Виктор Ан решил возобновить карьеру
Подросток из Севастополя зарубил мать и бабушку, приняв их за демонов
Македония исчезла с карты мира
Пожар на металлургическом комбинате в Челябинске: погибли два человекаПожар на металлургическом комбинате в Челябинске: погибли два человека
Инспекторы МАГАТЭ проверят ядерные объекты Северной Кореи
Глава МИД Венесуэлы: сначала США нас убивают, а потом "хотят выручить"
На АЭС "Фукусима-1" впервые после аварии провели эксперимент с ядерным топливом
В Санкт-Петербурге ветераны-афганцы получили ключи от новых квартир
Как распознать корь и чем она опасна
США сохранят санкции против России до получения Украиной контроля над Крымом и Донбассом
Совет ЕС и Европарламент договорились по поправкам к газовой директиве
Небензя указал на недостатки американского проекта резолюции СБ ООН по Венесуэле
Разъяренный автохам избил инвалида на сочинской трассе
Кто и за что убил подмосковного борца с коррупцией Дмитрия Грибова?
"ВКонтакте" хочет судиться с сервисом SearchFace
Законопроект об автономном Рунете требует доработки
Небензя: Запад использует Украину в качестве пешки в геополитической игре против России
Путин и Минниханов дали старт отгрузке бензина с НПЗ "Татнефть" в Нижнекамске
"Пчел держим и мед качаем": Цеповяз провел экскурсию по своим угодьям в колонии
Пентагон представил стратегию искусственного интеллекта для противодействия КНР и России
» » Надень кольца: астрономы определили возраст главного украшения Сатурна

Надень кольца: астрономы определили возраст главного украшения Сатурна

Фото: NASA/JPL.
Космос
Сатурн – одна из наиболее красивых планет Солнечной системы, которые можно увидеть в телескоп. Его кольца не дают покоя учёным многие годы, представляя собой почти уникальное явление. Благодаря новым данным, добытым "Кассини", астрономы узнали много нового об их происхождении. Оказалось, что планета довольно долго была лишена этого удивительного украшения.

Статья с результатами исследования вышла в журнале Science. В ней авторы из Италии, Израиля и США исследовали информацию о гравитационном поле Сатурна и массе его колец, полученную зондом "Кассини" в ходе его смертоносного нырка в пространство между планетой и кольцами. На основе этих данных они также сделали выводы об эволюции сатурнианского "ожерелья" и, в частности, о времени его появления на свет.

Оказалось, что кольцам от 10 до 100 миллионов лет. В то время как возраст самой планеты оценивается в 4,5 миллиарда лет. Выходит, что Солнечная система одарила её украшением не в "младенчестве", а когда она была уже весьма почтенной особой.

"Намёки на то, что кольца сформировались не вместе с Сатурном, были впервые получены "Вояджерами" и "Кассини" ранее, – отмечает один из авторов работы Лучано Есс (Luciano Iess) из Университета Сапиенца в Риме. – Однако более точные тому свидетельства мы смогли получить лишь в ходе последней фазы миссии ("Кассини")".

Группа Есса подготовилась к этому этапу, создав детальные модели гравитационного поля вокруг Сатурна и близ его колец (согласно имеющимся представлениям). Однако данные "Кассини" показали, что реальность весьма далека от теории. Например, для экспертов стало неожиданностью, что зонд в некоторых точках траектории притягивался к Сатурну в целых 40 миллионов раз сильнее, чем к кольцам.

Эта разница оказалась больше ожидаемой. Поэтому авторы сделали вывод, что кольца имеют меньшую массу, чем считалось ранее. Кроме того, учёные предположили, что в более раннем возрасте эти украшения были тяжелее, чем сейчас. Наконец, эти данные показывают, что под слоем облаков вокруг экватора шестой планеты происходят передвижения больших масс вещества.

"Впервые масса колец была измерена благодаря гравитационным данным", – добавляет Буркхард Милитцер (Burkhard Militzer), соавтор работы, астроном Университета Калифорнии в Беркли.

Но, если массу сатурнианского украшения оценить посредством изучения гравитационных полей относительно просто, то выяснить возраст колец гораздо сложнее.

Для этого учёные выстроили следующую логическую цепочку. Мы знаем, что кольца темнеют со временем. Происходит это из-за метеоритной пыли, которая падает на мелкие составляющие колец. Имея представление о нынешней массе колец и предполагая, что они первоначально состояли из частиц чистого водяного льда, можно оценить, какое количество метеоритной пыли затемнило кольца. Из этих данных можно сделать вывод о том, сколько времени должно было пройти, чтобы кольца потемнели до своего нынешнего состояния.

Добавим также, что возраст колец (напомним, 10–100 миллионов лет) позволяет предположить, что процесс их формирования моет быть как-то связан с событиями, которые около 65 миллионов лет назад стёрли с лица земли динозавров. Вполне возможно, что тогда Солнечная система подверглась какой-то невиданной бомбардировке.

Впрочем, у этой гипотезы есть проблема: Луна, Венера и Марс не сохранили следов такого катаклизма. Возможно, кольца породило локальное "сатурнианское" событие, например, столкновение двух спутников планеты. Самая же популярная гипотеза заключается в том, что ледяной спутник был разорван приливными силами.

Конечно, точных данных у астрономов пока нет, но к формированию "ожерелья" Сатурна должны были привести какие-то драматические космические катаклизмы.

"Что-то же должно было поднять в воздух это невообразимо огромное количество частиц, которые мы наблюдаем сегодня. И произошло это не во времена формирования Солнечной системы", – сказал Милитцер в интервью изданию Popular Science.

Группа Есса отмечает, что новые данные также поддерживают идею о том, что внутренние спутники Сатурна тоже весьма молоды.

В дальнейшем учёные планируют продолжить изучать наследие миссии "Кассини". В частности, астрономам хотелось бы узнать, насколько быстро вращаются внутренние слои шестой планеты и как это могло повлиять на эволюцию и поведение колец.

Ранее мы также рассказывали много интересного о кольцевых дождях Сатурна и его самом большом кольце, писали, почему эту планету можно назвать сеятелем органики, а также о том, сколько ещё мы сможем любоваться "ожерельем" шестой планеты от Солнца.ы от Солнца.