КНДР провела испытания нового тактического управляемого оружия
Экс-президент Перу застрелился: страна погрязла в коррупционно-политических скандалах
Нотр-Дам: прокуратура придерживается версии случайного характера пожара
США наказали новыми санкциями Кубу, Венесуэлу и Никарагуа
Президент Эквадора: арест Ассанжа - не предательство, а защита от WikiLeaks
Путин: чиновники не должны "бронзоветь"
Американки устроили массовую драку на АЗС из-за хот-догов
Братья из России стали долларовыми миллиардерами, создавая мобильные игры
13 билетов на двух детей-инвалидов: "ЮТэйр" не видит нарушений
Систему интернет-контроля для Роскомнадзора создадут в академии наук
Задержанный водитель кусал руку полицейского почти 10 минут. Видео
Начались испытания новой снайперской винтовки "Уголек"
От "Хаски" к "Лайке". Начался новый этап разработки подлодки пятого поколения
Lada Xray получит мотор Renault и японский вариатор
Спутник Intelsat 29e некотролируемо дрейфует и разваливается на части. Видео
Триполи подвергся ракетному удару: 4 человека погибли, 23 ранены
Французы собрались в центре Парижа на акцию в честь спасения Нотр-Дама
Генпрокурор Украины крайне недоволен освобождением Савченко
Эксперты США подозревают КНДР в изготовлении ядерного топлива для боеголовок
МИД РФ ответил на жалобу Украины из-за инцидента в Керченском проливе
Приговоренный к 14 годам колонии норвежский шпион Берг рассчитывает на помилование
"Спасибо моим близким": признания освобожденной Карауловой
На месте гибели подмосковного туриста-экстремала нашли склад наручников и замков
Счёт открыт: орбитальный телескоп TESS нашёл свою первую землеподобную планету
"Лаборатория Касперского" назвала главную мишень хакеров на компьютерах пользователей
"Отпечатки пальцев" помогут медикам определять виновника возникновения опухоли
АвтоВАЗ предложил всем желающим придумать названия новым моделям
Александр Овечкин: Свечников сам предложил мне подраться
От ухудшения памяти до галлюцинаций: признаки шизофрении, которые стоит знать
Парламентские выборы в Финляндии: побеждает оппозиция
Война в Ливии: итоги 10-дневных сражений, реакция Запада и России
В Сочи открывается крупнейший форум мировой атомной отрасли
В Судане снята цензура в СМИ
В Тульской области перевернулся автобус с детьми
Умерла вдова Милошевича
» » Жизнь после года в космосе: подведены итоги масштабного исследования астронавтов-близнецов

Фото: Robert Markowitz/NASA
Космос
Специалисты обнародовали итоги масштабного проекта NASA's Twins Study. В этом беспрецедентном эксперименте приняли участие братья-близнецы Скотт и Марк Келли.

Оба брата состоят в отряде астронавтов НАСА, но Марк провёл в космосе лишь 54 дня, а суммарный налёт Скотта составляет 520 суток. В частности, Скотт Келли принял участие в "годовой" экспедиции на МКС, которая продолжалась 340 дней.

Братья Келли являются однояйцевыми близнецами, то есть имеют не только портретное сходство, но и одинаковый генотип (совокупность генов).

Таким образом, учёные получили уникальную возможность сравнить физиологические и генетические особенности близнецов, чтобы найти различия, вызванные длительным пребыванием на орбите.

С Марком и Скотом Келли работали десять исследовательских команд, каждая из которых рассматривала различные аспекты влияния космического полёта на организм. Специалисты, в том числе, оценивали уровни экспрессии генов, плотность костей, реакции иммунной системы, динамику теломер, кишечную микробиоту.

Образцы и показатели для различных анализов собирались до, во время и после длительного космического полёта Скота Келли.

Одним из самых любопытных изменений стало удлинение теломер астронавта. Поясним, что речь идёт о концевых участках хромосом, которые защищают ДНК от повреждений при делении клеток (подобно пластиковому наконечнику на шнурке, который предотвращает распутывание нитей).

С течением времени теломеры становятся всё короче, из-за чего в организме начинают происходить разного рода сбои и возрастные изменения (к слову, ранее было установлено, что на длине теломер также сказывается стресс).

Однако изучая теломеры Скотта Келии, специалисты заметили, что те стали длиннее за то время, пока мужчина находился в космосе. Через несколько дней после возвращения на Землю длина теломер резко сократились, а в течение последующих шести месяцев вернулась к норме.

Между тем этот показатель Марка оставался стабильным в течение всего периода испытаний.

По словам учёных, это неожиданные данные, и благодаря им можно будет больше узнать о том, как пребывание в космосе влияет на процесс старения.

Другой важный вывод новой работы заключается в том, что вакцина против гриппа работает и в космосе. До этого у медиков не было уверенности на этот счёт.

Скотт Келли стал первым человеком, получившим вакцину против гриппа в космосе. Анализы показали, что его иммунная система отреагировала на препарат должным образом.

Ещё одна научная группа сосредоточилась на изучении экспрессии генов близнецов. Ещё в 2018 году исследователи обнаружили, что этот показатель изменился у Скотта Келли. В частности, во время длительного пребывания на МКС у него повысилась активность множества генов. (Не следует путать с изменением самой ДНК.)

Специалисты НАСА говорят, что подобные изменения наблюдаются у людей, пребывающих в состоянии стресса, вызванного, к примеру, интенсивными физическими нагрузками.

Впоследствии более 90% сверхактивных генов Келли вернулось к нормальной работе, однако экспрессия более 7% генов оставалась повышенной более полугода. В том числе речь идёт о сотнях генов, связанных с работой иммунной системы.

Также у Скотта Келли было выявлено метаболическое изменение: во время космического полёта у него повысился уровень метаболита под названием лактат.

Это вещество напрямую связано с функцией митохондрий. Когда они не могут производить достаточно энергии, необходимой для нормального функционирования клеток, последние переключаются на альтернативный процесс выработки "топлива", называемый гликолизом (глюкоза метаболизируется посредством ряда ферментов, в результате чего производится лактат).

"Повышенный уровень лактата потенциально может означать, что митохондрии не функционируют нормально. В рамках этого исследования другие группы оценивали митохондриальную функцию и экспрессию митохондриальных генов, и полученные данные подтвердили наши выводы", – сообщает соавтор этой работы Кумар Шарма (Kumar Sharma) из Научно-исследовательского центра здравоохранения Университета Техаса в Сан-Антонио.

Исследователи пока не могут назвать причину увеличения уровней лактата у Скотта Келли, однако известно, что этот показатель может изменяться при увеличении физических нагрузок, снижении уровня кислорода, стрессе и воспалении.

Примечательно, что на Земле уровень лактата у астронавта вернулся к норме.

Ещё одна команда проверила когнитивные функции астронавтов. У Скотта они не изменились во время пребывания в космосе, однако после полёта тесты показали снижение скорости и эффективности познавательных способностей.

Изменения сохранялись в течение шестимесячного периода. Их связывают с "перенастройкой" организма в связи с переходом от микрогравитации к земной гравитации, а также с напряжённым графиком астронавта по возвращении домой.

Другой важный вывод заключается в том, что во время длительного космического полёта изменилась кишечная микробиота Скотта Келли.

В ходе этого исследования специалисты собрали в общей сложности девять образцов кала астронавта: два были получены до полёта, четыре – в течение годичного пребывания в космосе и ещё три – после возвращения на Землю.

"Космическая" микробиота Скотта заметно отличалась от его же "земной" микробиоты. Специалисты заметили существенный сдвиг в соотношении кишечных бактерий двух основных типов – Firmicutes и Bacteroidetes. В состав обоих типов входят как полезные, так и вредоносные микроорганизмы, поясняют исследователи.

По их словам, во время полёта количество бактерий Firmicutes увеличилось, а количество Bacteroidetes, соответственно, сократилось. Пока что сложно сказать, хорошо это или плохо, признаются учёные.

После возвращения на Землю микробиота мужчины восстановила прежнее соотношение этих микроорганизмов. На это ушли всё те же шесть месяцев.

При этом любопытно, что питание сублимированными продуктами в целом не повлияло на видовое разнообразие кишечных бактерий, вопреки ожиданиям авторов этой работы. Это говорит о том, что в целом космическая диета не столь опасна, хотя подробное изучение новых данных наверняка поможет внести корректировки, улучшающие здоровье астронавтов.

Что же касается возможных причин наблюдаемого сдвига, то пока основная версия заключается в том, что на соотношение бактерий повлияло изменение гравитации. Впрочем, могли сказаться и другие факторы – усиление радиации, сдвиги циркадных ритмов, отсутствие притока свежего воздуха и стресс.

Между тем другие команды учёных выявили у Скотта Келли утолщение стенок сонной артерии, а также повышение уровня белка AQP2, что может вызывать проблемы со зрением.

Пока неизвестно, подвержен ли астронавт с внушительным стажем повышенному риску рака в долгосрочной перспективе. Но из-за длительного воздействия радиации такая возможность не исключается.

Примечательно, что Марк и Скотт в 2007 году прошли успешное лечение от рака простаты. Однако Скотт рассматривает потенциальную угрозу рецидива онкологии как бомбу замедленного действия внутри своего тела.

Все авторы новых работ с восторгом отзываются о возможности проведения уникальных исследований и намерены продолжить наблюдение за братьями. Несмотря на то, что большинство изменений в организме Скотта Келли были временными, появление долгосрочных последствий не исключается. А в ходе более длительных космических миссий эти сдвиги могут значительно усилиться, и неизвестно, существует ли некая точка невозврата, после которой изменения станут необратимыми.

Специалисты уверены, что полученные данные помогут разработать новые меры защиты работников орбитального форпоста и членов будущих космических экспедиций. Речь идёт об улучшении иммунитета и новых способах защиты от радиации, о корректировке питания и режимов тренировок и многих других аспектах подготовки к полёту и жизни в космосе.

Новые данные будут полезны и для земного здравоохранения: благодаря им можно будет подробнее изучить стрессовые и иммунные реакции, процессы старения и так далее.

Научная статья, объединяющая результаты десяти исследований, опубликована в журнале Science.